Другим объединяющим элементом является постулат о конфликтной природе человека, проявляющейся в постоянных конфликтах между различными состояниями сознания и психики.

Сравнение этих двух подходов к развитию представлено в приводимой таблице.

СТАДИИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

(по E. Erikson)

Психосоциальные Стадии (по E. Erikson) Психосексуальные стадии (по Z. Freud) Основные задачи развития Некоторые детерминанты позитивного развития
Доверие \ недоверие Автономия \ стыд и сомнения Инициатива \ стыд Производство \ неполноценность Идентичность \ диффузия идентичности Интимность\ изоляция Генеративность \ погруженность в себя Интеграция \ отчаяние Оральная (0-18 месяцев) Анальная (18 месяцев до 2-3 лет) Фаллическая (от 2-3 до 6 лет) Латентности (6-11 лет) Генитальная (11лет и старше) Генитальная (ранняя взрослость) Генитальная (взрослость) Генитальная (старшая взрослость) Развитие достаточного доверия для исследования мира Развития чувства контроля над поведением; реализация преследуемых интенций Развитие чувства самости через идентификацию с родителями и чувства Другим объединяющим элементом является постулат о конфликтной природе человека, проявляющейся в постоянных конфликтах между различными состояниями сознания и психики. ответственности за собственные действия Развитие чувства собственной ценности через взаимодействие с ровесниками Развитие определенного и устойчивого чувства идентичности - эго (самости); отбор различных потенциальных самостей Развитие тесных взаимоотношений с другими; приобретение интимности, требуемой для женитьбы Обобщение ответственности роли взрослого в сообществе; привнесение собственного вклада; обретение заслуг Столкновения со смертью; преодоление потенциального отчаяния; понимание смысла жизни Мама, теплое, любящее взаимодействие Поддерживающие родители; подражание Поддерживающие родители; идентификация Школа, учителя; научение и обучение; ободрение Ровесники и ролевые модели; социальное давление Супруги, коллеги, партнеры, общество Супруги, дети, друзья, коллеги, сообщество Друзья, родственники, дети, супруги, сообщество

Таблица Х.Х.: Стадии психосоциального развития E. Erikson

Приводится по: Lefranqois, G Другим объединяющим элементом является постулат о конфликтной природе человека, проявляющейся в постоянных конфликтах между различными состояниями сознания и психики..R. The Lifespan. Belmont, Calif.: Wudsworth Publishing Company, 1993, p. 47.

Бихевиористский подход.В рамках данного подхода человек уподобляется комку глины или белому листу на котором пишет его судьбу внешнее окружение. Причем, в ортодоксальном бихевиоризме утверждается возможность программированного построения личности вне зависимости от его природных задатков (Бихевиористский манифест Watson). В отличие от других психологических традиций, бихевиористы рассматривают человека без выделения каких-либо этапов или стадий в его развитии. Основным в развитии личности они считают расширение репертуара поведения, которое достигается путем научения. Концентрируясь на проблематике научения они выделяют три его типа:

- классическое обусловливание;

- оперантное обусловливание;

- научение через моделирование.

Основными механизмами Другим объединяющим элементом является постулат о конфликтной природе человека, проявляющейся в постоянных конфликтах между различными состояниями сознания и психики. усвоения нового опыта в классическом бихевиоризме выступают поощрение и наказание, а так же научение через моделирование, умелая комбинация которых при условии контроля окружения и позволяет формировать заданное поведение. Теоретики социального научения утверждают что позитивное подкрепление родителями социально санкционированных действий является одним из принципиальных механизмов, посредством которого индивид развивает осведомленность о том, что является истиной, а что ложью.



Тесно связанным с позитивным подкреплением механизмом является механизм наказания. Согласно Aronfeld (1968: 54-55), результаты обусловленного беспокойства начинают ассоциироваться с поведенческими предшественниками конкретных действий. Это способствует альтернативной линии поведения, предполагающей избегания действий, могущих вызвать наказание. Приводя многочисленные примеры успешного применения наказания к крысам и детям Aronfeld не Другим объединяющим элементом является постулат о конфликтной природе человека, проявляющейся в постоянных конфликтах между различными состояниями сознания и психики. сомневается в том, что наказание играет существенную роль для последующего поведения. Наиболее проблемным вопросом для теоретиков научения является вопрос о том, насколько вероятно, что дети интернализуют поведение подкрепляемое взрослыми. Если исходно ребенок само-центрирован и гедонистичен всегда ли его действия будут соответствовать достижению максимальной выгоды (Durkin, 1996: 469).

В рамках поведенческой традиции накоплен огромный фактический материал по формированию и модификации поведения, описан большой перечень закономерностей, эффектов, схем подкрепления и т.д. Вместе с тем, исходное игнорирование внутренней активности как ведущей детерминанты социализации создало множество проблем и, в конечном счете вынудило трансформацию бихевиоризма в социально-когнитивно-поведенческий подход с Другим объединяющим элементом является постулат о конфликтной природе человека, проявляющейся в постоянных конфликтах между различными состояниями сознания и психики. его принципом взаимного детерминизма.

В случае научения через моделирование усвоение социального опыта осуществляется либо через непосредственное наблюдение либо через моделирование. Ведущий представитель социально-когитивно-поведенческого подхода Bandura (1977; 1986), отмечает, что дети приходят к усвоению жизненного опыта в процессе активного участия в переработке поступающей информации, в конечном счете, интернализуя поступающую информацию таким образом, чтобы привлекать ее к саморегуляции поведения при условии отсутствия моделей или подкрепляющих агентов.

Когнитивные теории. В когнитивной традиции акценты делаются , прежде всего, на развитие познавательной сферы личности как и в психодинамической традиции процесс развития часто рассматривается как стадиальный, в котором предыдущая стадия выступает в виде своеобразного подготовительного этапа для последующей Другим объединяющим элементом является постулат о конфликтной природе человека, проявляющейся в постоянных конфликтах между различными состояниями сознания и психики.. Наиболее популярной в течении многих последних десятилетий являлась модель, предложенная Жаном Пиаже.Пиаже выделяет четыре стадии развития:


documentatpfqub.html
documentatpfyej.html
documentatpgfor.html
documentatpgmyz.html
documentatpgujh.html
Документ Другим объединяющим элементом является постулат о конфликтной природе человека, проявляющейся в постоянных конфликтах между различными состояниями сознания и психики.